суббота, 21 февраля 2015 г.

Массовая псевдокультура и её роль в
психопатологии

Лада Столыгво, частнопрактикующий психиатр
С Европейским сертификатом психотерапевта (ЕСР)

Понимание вопроса часто важнее, чем знание ответа.
Эверетт Шостром[1.]

Каково развитие современной нам массовой культуры и каково ее влияние на человека с точки зрения психотерапии и психиатрии?
Предлагая современному молодому поколению идеал респектабельного господина, руководителя фирмы или банка, в брендовом костюме и в "элитном" автомобиле, направляющегося в VIP-клуб, а молодой женщине – модную одежду "от кутюр", пластическую хирургию и высокотехнологичные процедуры для сохранения и улучшения внешности, сочетание успешной карьеры и брака с не менее социально успешным мужчиной, который может обеспечить ей достаток и осуществление любых бытовых капризов и развлечений - современная реклама формирует определенный социальный стереотип - и, тем самым, не столько прогнозирует жизненный успех или неуспех, но и закладывает основу для психопатологии.
Современная медицина может предложить таким пациентам, в первую очередь, медикаментозные препараты, уменьшающие симптомы, возникшие в случае нарушения адаптации и, как следствие, декомпенсации их состояния, мешающего им полноценно жить и снижающего качество их жизни. И, если человек догадается и сможет обратиться к специалисту, он может получить в большинстве своём платные услуги психотерапевта и только лишь в редких, так называемых кризисных случаях, возможно ограниченное по времени обращение к психотерапевтам в кризисных центрах, оплачиваемое  государством или самоуправлениями. Однако, зачастую и само обращение к психотерапевту обусловлено достаточно свежим по времени возникновения, но уже устойчивым стереотипом необходимости и престижности посещения такого специалиста, - это тоже уже становится неким критерием успешности; сам же клиент в таких случаях занимает пассивно-инфантильную позицию, ожидая, что специалист проведет с ним за его деньги некие почти магические манипуляции, и он станет иным - без симптомов и еще более успешным. Таким образом, помощь зачастую оказывается неэффективной и трудно осуществимой, т.к. причиной психопатологии является невозможность такого человека соответствовать неписанным требованиям современного общества, отражаемым в продукции телевидения и масс-медиа. В результате человек глубоко переживает своё кажущееся социально-экономическое фиаско, имеет хаос в системе ценностей или её полную подмену, инфантилен и не способен справиться со своими аффектами и импульсами.

Культура и псевдокультура

Культура является системой формирования потребностей. И высокая культура влияет на повседневность человека таким образом, что она сокращает, преобразует его физиологические потребности, развивая потребности эмоциональные, интеллектуальные, нравственные, эстетические и т.д. Культура трансформирует потребности, переводя потребности низшего типа в более осознанные, чисто человеческие, из которых главная потребность - быть и оставаться человеком. Многие потребности, развиваемые культурой, оказываются внебиологическими,  т.е. не спонтанными и не импульсивными; культура высвобождает человека из плена инстинктов и вожделений, возводя его в сферу осознанности, сопереживания и сострадания.[8.] Многие культуры, известные нам из истории и существующие на сегодняшний момент, напрямую табуируют физиологическое потребление, вводя, например, посты или запреты на определенного рода еду, отношения, одежду или поведение; особенно это касается гендерных ролей и проявлений сексуальности. В частности, теоретики психологии и психотерапии именно в этом усматривали причины развития многих психических нарушений. На сегодняшний день мы являемся свидетелями другой крайности, которая порождает психические нарушения не меньшие, если не еще большие, нежели существовали в условиях жесткой табуированности.
В чем же причины наблюдаемого нами процесса? И является ли наблюдаемое феноменом только последних лет? Или мы находимся в русле процесса, который появился не вчера и имеет определенные закономерности своего развития и вполне предсказуемый результат?
Самодостаточный, аскетичный человек в принципе не подходит цивилизации неограниченного потребления, она вступает с ним в глубинное противоречие, поведенческий и ценностный конфликт.
Кризис, на который сейчас удобно списывать все явления, которые не ласкают наши глаз и ухо, и который так больно по всем ударил, наступил не только в политике и экономике, но, что для нас особенно важно, в душах людей. И наступил он не в момент экономического обвала, а намного раньше. Рыночная идеология оказалась чревата целым рядом внутренних противоречий, саморазрушительных, глубинных конфликтов, которые со всё большей очевидностью обнаруживают себя по мере её распространения. Система прежних духовных ценностей и ориентиров разрушена, а новая по своей сути деструктивна. И это утверждение верно не только для постсоветского пространства, но и для остального, так называемого, развитого общества.
В информационно-психологическом пространстве сейчас более чем когда-либо ранее проявляется воздействие на психоэмоциональное состояние каждого члена социума. Анализируя содержание и эмоциональную окраску информационных потоков, можно утверждать, что делается акцент не только на тенденциозное преподнесение информации, но и формируется определённая эмоциональная зависимость от  потоков, которые несут СМИ. В последнее время средства массовой информации фокусируются на деструктивных событиях насилия и разрушения, событиях, направленных на сильные переживания и острые отрицательные эмоции страха, ужаса, либо на шокирующий ряд зрительных образов и описаний сексуальной направленности. Это можно назвать стратегией работы СМИ: информация должна вызывать очень сильный, выраженный отклик человека; она должна его выбивать из уравновешенного состояния, приковывать к себе, доминировать над ним, подчиняя и добиваясь определенного эффекта - эмоциональная встряска должна уменьшать способность индивида анализировать поток информации, по сути вызывая формирование зависимости.[8.]
Для этого создается ложная стрессовая реальность, виртуальный пугающий мир, который насыщен опасностью, угрозой, агрессией. Формирующийся эмоциональный спектр человека складывается из ощущений угрозы, тревоги, страха, обиды, недоумения, бессилия, разочарования и зависти, провоцируемой скандальными сведениями о жизни влиятельных и разрекламированных персон, ставших современными объектами для идентификации. Все это приводит к угнетению интеллектуальной, творческой, нравственной активности человека, замедляет или искажает его личностный рост и формирование независимой индивидуальности – личность примитивизируется и инфантилизируется. И это не случайное явление. К теории "всемирного заговора" это не имеет никакого отношения. За этим стоят вполне прозаические причины - таким образом выполняется заказ на формирование человека потребительской цивилизации - "психопатизированного" человека: тревожного, постоянно чем-то неудовлетворенного, неуравновешенного, завидующего, алчного, по сути своей психологически зависимого и  склонного к саморазрушительным
действиям - для того, чтобы он постоянно искал способы купирования духовной неустойчивости, которая в нем должна поддерживаться. Инстинкты должны не просто проснуться в человеке - они должны бушевать в нем, бороться, пожирать: жажда успеха, экзотических сексуальных впечатлений, напитков и продуктов, тяга к сверхкомфорту и погоня за модой и вечной молодостью. Идеальный потребитель для рынка – личность, не просто мечущаяся, потерявшаяся в джунглях неограниченных возможностей, а раздавленная и охваченная бурей соблазнов - патологическая – больная в психотерапевтическом, а зачастую уже и в клиническом, медицинском смысле.
Культуру современного, так называемого, цивилизованного общества совершенно справедливо  назвать "индустрией инстинктов". По сути традиционные функции культуры искажены или вывернуты наизнанку. Реклама - голосом и визуальным рядом  - непрерывно призывает потребителя: носить это, спать на этом, есть то и запивать этим. Рекламируются не зубная паста, шампуни, лосьоны, а одна и та же абсолютно примитивная модель: намажься этим дезодорантом, жуй, пей - и все женщины (или мужчины) - твои. Вот такого - примитивного ранга модели встраивает реклама в психику. Такие паттерны особенно опасны для детей и подростков, чья система ценностей еще только складывается, и для лиц, имеющих диффузную идентичность личности. Именно они наиболее уязвимы и не способны критически оценивать демонстрируемый видеоряд. Человек послушно хаотично хватает то и это, всё пробует, ко всему стремится, мечется, разрываясь на части между зачастую противоречивыми желаниями и возможностями - по сути, внутренний конфликт - основа как минимум невротической реакции - ему уже обеспечен. А человек снова и снова продолжает набирать больше, чем ему нужно. Это становится компульсивной потребностью - приобретая вещь или услугу, человек, тем самым, преодолевает свою тревожность. В свое время Э.Фромм [2.] писал, что "индивид оказывается "свободным" в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира. Одним из механизмов "бегства от свободы" и подавления тревоги является "автоматизирующий конформизм", "индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть". Судя по высказываниям Фромма, наблюдаемый ныне процесс не является чем-то принципиально новым, однако маркетинговая философия его многократно усилила и на сегодняшний день степень деструктивности становится явно социально опасной. И если уровень функционирования этих "всех остальных" неумолимо будет приближается к психотическому краю, то процесс автоматизирующего конформизма толкнет определенную часть социума в выраженный регресс. Так кого же лечить - конкретных пациентов или социум, вызвавший их декомпенсацию?
Если раньше психиатр мог трактовать деструктивные поступки человека как проявление лично его психопатологии, то на сегодняшний день явно патологическое поведение масс-медиа возводят в ранг чуть ли не героической деятельности. Например, на мой взгляд, нет существенной разницы между природой импульсов и мотивов, толкающих к эксгибиционистским атакам группу Femen, и руководящих эксгибиционистом, скромно, по с равнению с этими дамами,  удовлетвопяющим себя в кустах у школы. Что одни, что второй явно удовлетворяют свои сексуальные и агрессивные потребности. Дамы же в оформлении своего эпатажа оказались крайне находчивы и адаптивны, интеллектуализировав свои акты самоудовлетворения политическими лозунгами. Можно смело утверждать, что если раньше мы имели дело в основном с мужским, теоретически хорошо описанным эксгибиционизмом, то на сегодняшний день мы наблюдаем проявления новой групповой женской формы, которая более деструктивна, прикрыта псевдополитической демагогией и резонерством, нацелена на телекамеры, ставит целью привлечение к себе максимального внимания во время самих актов и в промежутках между ними и хорошо использует культурную среду, ее породившую. Где и перед кем эти дамы только не оголялись, однако психологический срез их действий наиболее наглядно виден на примере акта спиливания оголенной женщиной бензопилой Поклонного Креста в Киеве. Это является не только эксгибиционизмом и эпатажем, но и стремлением уничтожить духовные ценности других людей.
Крест был установлен жертвам сталинских репрессий. По смысловой нагрузке этот символ близок установленному у нас в Торнякалнсе вагону в память жертвам депортации. Сами активистки декларировали, что: "Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин"[3]. По сути их не интересовал ни смысл и контекст, в котором был установлен данный крест, ни тот факт, что символ не имеет особого отношения к православной религиозной конфессии, а олицетворяет скорбь и вечную память жертвам НКВД. Анализируя цитируемый текст, можно утверждать, что налицо поверхностность суждений, нарушение мышления по форме - разорванность формулировок, возможно, даже их паралогичность, собственная омнипотентность и обесценивание чувств и ценностей других людей, при грамотно подхваченных ныне модных лозунгах о гендерной свободе.
  Налицо явные социопатические черты. Однако, такое циничное отношение не встречает должного отпора в масс-медиа. Ситуация выворачивается наизнанку: личности с патологическим, антисоциальным поведением превозносятся и декларируются их демократические свободы, а ценности тысяч людей демократическими не считаются - игнорируются и обесцениваются.
 Ситуация с российской группой Pussy Riot получила еще более интересное развитие, наглядно демонстрирующее тенденции современной деструктивной культуры. Абсолютно разорванный, скомпанованный без учета рифмы и ритмики текст, приправленный политизированными фразами, откровенно вызывающее,  пошлое название группы, эпатажно-брутальная форма исполнения, нацеленная на эффект максимальной провокации и оскорбления чувств верующих людей,  по сути социопатические, циничные, омнипотентные действия привели лиц с откровенно маргинальным поведением на верх социальной популярности. В 2012 году «ArtReview» включил их в список 100 самых влиятельных деятелей культуры; группа была выдвинута на присуждение премии Кандинского - "проект года"; в прессе для описания группы используется определение "узники совести". Т.е. своим эпатажем и антисоциальными действиями они добились того, во имя чего нарушали писаные и неписаные законы - привлекли к себе интенсивное внимание. Оставим в стороне интересы различных политических сил, зарабатывающих на этой ситуации политический капитал. Интересным же, на мой взгляд, является внушительный список деятелей современной культуры, оценивших "высокую художественность и вклад в культуру" и поддержавших посаженных в тюрьму за откровенное хулиганство. Таким образом современные деятели культуры, масс-медиа определяют социопатическую форму поведения как желательную и достойную поощрения. Сам факт одобрения и поддержки носил спонтанный импульсивный характер и, получается, что поддержка возникла в связи со спонтанной внутренней идентификацией со стороны выразивших  поддержку - идентифицировавшиеся находятся на том же уровне личностной организации и функционирования  и так же являются носителями антисоцильных взглядов. Мы имеем дело не с отдельными нарушенными индивидами, а с проявлением некой новой разновидности культуры.
Анализируя данную ситуацию, хочется обратить внимание, что одновременно с анализируемыми брутально-деструктивными формами в России существует конструктивная форма политического протеста деятелей культуры. Например, проект «Гражданин поэт». Злая, остроумная поэтическая сатира с безупречным, утонченным стилем, стихи на «злобу дня», написанные Дмитрием Быковым и в блестящем исполнении актёра Михаила Ефремова [9.]. Однако этот проект не получил громких премий – видимо премии присуждают не за мастерство, а за скандал. Интеллигентность и образованность на сегодняшний момент высоко не ценятся.
С психодинамической точки зрения название, которое можно дать современной  псевдорыночной цивилизации - "бордерлайновская" цивилизация. С характерными для пограничной личностной структуры смещениями морально-этических ценностей, постоянной тревогой, агрессией, неутолимыми желаниями, ощущением упущенных возможностей, уходящего времени и молодости, а также отсутствием толерантности к фрустрации, которая импульсивно отыгрывается в компульсивном переедании или впадении в становящуюся ныне модной орторексию, злоупотреблении психоактивными веществами, бессмысленной покупке ненужных вещей, саморазрушительных привычках и промискуитете.

Особенности современной литературы, публицистики, журналистики и теле- киноиндустрии

Читая журналы, газеты, интернет-порталы и многие, ставшие популярными, произведения последних лет, напрашивается вывод, что современную деструктивную культуру можно назвать, культурой желтой прессы или псевдокультурой. Мы имеем дело не со случайными ошибками или малообразованностью. Это специально сделанные, грамотно выполненные произведения, создаваемые по определённым правилам, на базе определённых знаний и навыков. Это особый комплекс воздействий на читателя, в основе которого лежат несколько основных закономерностей.
Ориентация на личностную дисгармонию, на духовную и душевную анестезию, выраженная через принципы непрерывного действия и "новизны". Декларирование "новизны" связано с необходимостью нарушать какие-то границы, нарушить еще какой-то запрет, то есть, обязательно вызвать потрясение.[8.]
Это бордерлайновский принцип мироописания и действия - границы существуют, чтобы их нарушать, нет "табу", нет авторитетов, есть ценностный и морально-этический хаос. Других существенных критериев в оценке произведений для представителей этого направления нет. Поклонение "новизне" как принципу: товар должен быть новым, "эксклюзивным", произведение должно быть новым каждый день, должен быть "экшен", должно происходить смещение во времени, то есть должна быть постоянная тотальная неустойчивость человека во времени и ситуации. Любая эстетическая и прочая ценность подменяется культом "технологичности" и "эксклюзивности". Неважно, насколько это удобно в употреблении, неважно, красиво - не красиво, злое это или доброе. Оценивается не смысл, не эстетическое или нравственное содержание, не духовная ценность произведения - все содержательные оценки на сегодняшний день выражены минимально, на первый план выходят оценки того, сколько средств вложено, какая техника задействована, сколько трюков исполнено - то есть, важен объем усилий и технических навыков.
Это наглядно можно проследить, анализируя феномены поп-звёзд, появившихся на небосклоне шоу-бизнеса за последние 20-30 лет. Практически ничто не зависит от самого исполнителя, и все — от размера вложенных в него средств. Имеет значение разве только внешность, например, размер бюста, а открывать рот под фонограмму сможет любой. Наблюдая конкурсы исполнителей, анализируя выступления "звезд" шоу-бизнеса, можно утверждать, что гораздо большее значение, чем сама музыка, приобретают спецэффекты. Популярность приходит за счёт вложений огромных денег в рекламу, заказные статьи критиков, псевдоскандалы и эпатаж. Показателем подготовки шоу является не качество исполнения, а многотонный реквизит. Все это имеет очень отдаленное отношение к музыке. Если современного певца помыть, побрить, причесать, одеть в нормальную одежду, исключить из его выступления взрывы фейерверков и полуголых девиц на заднем плане, дать ему музыкальный инструмент, и попросить спеть без фонограммы, то результат будет убогим.
Суть роста примитивности состоит в том, что духовная жизнь общества в целом и отдельного человека в частности год от года упрощается и огрубляется.
Сама по себе система псевдокультуры или деструктивной культуры работает на нескольких принципах.

1. Подмена естественных форм реагирования - формирование психической анестезии

То есть, нарушение, разрушение естественной эмоциональности человека, его естественной контактности, разрушение естественных, органичных, природных эмоциональных связей. В этой культуре одобряется нарушение отношений между людьми, разрушение эмоциональной среды. Любое произведение представляет собой структуру, которая построена определенным образом. Любое произведение искусства есть некая ловушка: человек должен войти в нее, пережить определенный эмоциональный и энергетический вираж, и выйти в другом состоянии. Это известный "катарсис": очищение через сострадание. Некий эмоциональный сдвиг предполагается и в деструктивной культуре, но происходит он с использованием другого механизма - эмоционального шока. Причем этот шок приводит не к очищению, а к очень сильному деструктивному переживанию. Самые яркие ситуации, которые передаются в деструктивной культуре - это бесконечные сцены драк, насилия, погонь, - ситуации, когда человек ставится в патовое положение. Например, на экране действуют двое - жертва и мучитель. Законом катарсиса человек должен отождествлять себя с кем-то. Зритель, который смотрит, как садист мучает жертву, не желает идентифицировать себя ни с тем, ни с другим, потому что он не хочет представить себя жертвой, и в то же время он не может стать палачом, потому что это жестоко, аморально, и т.д. Человек переживает, не сопереживая, происходит эмоциональный сбой. Эти произведения действуют как своеобразная анестезия - люди как бы глохнут, у них теряется чувство естественного резонансного взаимодействия.[8.]

2. Увеличение толерантности к деструктивности

Основной фокус в современных продуктах литературы, публицистики, теле- и киноиндустрии делается на многократное воспроизведение маргинальных, криминальных или патологических обстоятельств: акты насилия, кровь, трупы - все, что связано с болью и смертью. Шоковые образы вводятся в повседневный оборот, бесконечно тиражируются, варьируются, приобретая всё более откровенный, брутальный характер. Современный зритель видит сцены насилия и/или слышит о них более сотни раз в сутки. Прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к тому, что можно обозначить как кризис сопереживания и сострадания. Многократно перейдя порог восприимчивости, человек эмоционально оглушается, его запас эмоций истощён - он становится не просто холодно-безразличен, но в него закладывается полное и глубокое равнодушие к проявлениям насилия. Сам по себе множественный показ убийств и трупов, смерти - угроза для психического здоровья. Он подрывает уравновешенность психического состояния, смещая его в сторону тревожности, ощущения опасности, безысходности, подавленной агрессии. Суть деструктивной культуры - призыв к смерти, обессмысливание и обесценивание жизни.[8.]

З. Патологическое воображение, болезненное видение

 Демонстрируется бесконечное количество сюжетов, напоминающих галлюцинации, бредовые переживания, утверждения, то есть людей заставляют переживать состояния, схожие с продуктивной психопатологической симптоматикой и другими проявлениями, которые свойственны тяжелой психической патологии. Практически каждый канал имеет передачи о паранормальных явлениях, битвах магов и экстрасенсов, инопланетянах, бесах и экзорцизме, и средствах самолечения, которых иначе как вредительством назвать нельзя. Основными героями становятся откровенные аферисты-манипуляторы, наживающиеся на человеческой беспомощности и наивности, психопаты и бредовые больные, которые получают неограниченный доступ в эфир. Сюжеты многих блокбастеров скорее всего навеяны парафренным бредом. Все это толкает сознание зрителя к психотическому краю психического функционирования. Человек начинает воспринимать явную продуктивную симптоматику как возможный вариант нормы.

4. Рост мистического мироощущения, тяга к оккультным знаниям

Это следующая характерная черта, которая нарастает из-за ощущения растерянности и невозможности познать законы, по которым живет человек и  общество. Бум популярности литературы эзотерического характера свидетельствует о незрелости, инфантильности части общества и стремлении найти простые, зачастую, магические решения сложных проблем. Людям хочется чуда. Это очень по-детски, хотя это человечно и понятно. Это типичная вера в "родителя" - сверхсущество, которое 'придет и наведет порядок в жизни", сняв с человека бремя ответственности за принимаемые решения или пообещав "место в райском партере". Качество распространяемой эзотерической литературы крайне низко, что свидетельствует о примитивизации потенциального потребителя. Произведения наполнены софистикой - это не оригиналы работы восточных мыслителей, например, Лао Цзы, Шри Ауробиндо Гхоша, это не Веды и не Тибетская Книга Мертвых.  В известной степени это "микс", интеллектуальная пища для легкого потребления. Например, в одном произведении может присутствовать обращение к христианским понятиям, какие-то явления объясняться, ссылаясь на законы Кармы, настойчиво рекламироваться веганство или сыроедение, рекомендоваться соблюдение постов  и практикование асан, что является абсолютным теоретическим абсурдом. Обращает на себя внимание то, что многие эзотерические тексты основаны на ошибочном,  некритичном, по сути, психотическом мышлении. Исходя из одного факта, строится целая теория. К тому же, довольно сомнительная. Эзотерика в большой степени основана на предположениях, что когда-то могло бы случиться, но это преподносится как неоспоримый факт.

5. Уничтожение интимности

Любая культура содержит в себе принципы неких тайных вещей и понятий, которые не могут быть предметом повседневного обсуждения. Псевдокультура снимает все тайные покровы. Открытость и доступность всего приводит к таким вещам, как цинизм. Все дозволено, все открыто. Рядом с цинизмом присутствует такое качество, как аморализм.
Хорошо то, что делает сильный, то есть, победитель. Интеллигентность, тактичность, порядочность и скромность воспринимаются как признаки слабости, "лузерства".
Еще одно качество этой культуры - это сексуализация и открытый показ, постоянная демонстрация интимных сторон человеческой жизни. Об этом писал О. Шпенглер в "Закате Европы" [4]. Он говорил, что один из признаков кризиса и распада цивилизации - превращение всех сторон человеческой жизни в спорт. Политика - спорт, наука - спорт, любовь, секс - спорт. Как спортивные фигуры показываются интимные моменты человеческой жизни.
Вошедшие в повседневную жизнь социальные сети еще больше сузили круг интимных сфер человека - он как на ладони, выкладывает в сеть, что было на обед в тарелке, в какой цвет покрашены сегодня ногти, себя в туалете, и как выглядел с похмелья утром. Граница личного интимного пространства постепенно редуцируется.

6.Примитивизация

 Раньше считалось, что каждое произведение является единственным, уникальным и неповторимым. На сегодняшний момент сюжет многих теле- и кинопроизведений сфабрикован поточным способом. Зритель, идя на премьеру боевика, не ждет индивидуальной работы, а ждет новых комбинаций, узнаваемых блоков, которые будут бить по тем же точкам в его разрушающемся сознании. Связанный с этим серьезный момент - тенденция упрощения отношения к жизни, к людям, отказ от высоких чувств, высмеивание высоких переживаний. Сложные структуры человеческого сознания становятся не нужны. Происходит интеллектуальное огрубление и уплощение сознания -  примитивизация. Одновременно растет отношение недоверия к интеллектуализму, к умным образованным людям.

Примитивизация. Порноэротика

Со страниц глянцевых журналов и телевизоров нам рассказывают, что грань между эротикой и порнографией очень зыбкая, трудноуловимая. Сразу вспоминается Э. По, который однажды заметил: «В одном случае из ста тот или иной вопрос усиленно обсуждается потому, что он действительно темен; в остальных девяноста девяти он становится темным, потому что усиленно обсуждается»[6.]. Когда смотришь современные эротические фильмы, непонятно, что же тогда авторы этих картин понимают под порнографией. В этой связи вполне любопытна своим абсурдом реклама одного публичного дома в Интернете — «Эротика с проституткой».
На самом деле граница между эротикой и порнографией очень четкая.
Если произведение искусства, где присутствуют обнаженные половые органы, не вызывает фантазий на половые темы, а воспринимается как дополнительная деталь данного произведения, то мы имеем дело с эротикой. Примером могут служить древнегреческие обнаженные статуи, картины на библейские темы, полотна мастеров эпохи Возрождения. Если при просмотре произведения проявляются сексуальные  эмоции или желания, а в большинстве случаев порнография целенаправленно возбуждает именно такие импульсы, то мы имеем дело с порнографией. Поэтому абсолютное большинство современных фильмов, содержащих «эротические» сцены, есть разновидность порнографии.[5.]
Исследователи назвали сексуализацию явлением, при котором ценность человека зависит только от его сексуального поведения, вне зависимости от других человеческих качеств, а также когда человек изображается просто как сексуальный объект. Сексуализация может привести девочек и молодых женщин к недовольству своим телом, а также к депрессии и пищевым расстройствам.
Сексуализация широко используется в рекламе. Телекомпании получают деньги только от рекламодателя. Его цель - продать как можно больше. Для этого нужно сделать так, чтобы всеобщим желанием стало съедать или выпивать как можно больше и чаще. Человеческие добродетели отняты у людей и приписаны товарам.  В значительной части рекламных роликов интонации не зависят от товара. Демонстрируется как будто бы ополаскиватель для белья, вроде бы дезодорант, голова, жующая сладкий батончик или жвачку, а интонации, придыхания - эротические. Эти взгляды, улыбки, жесты, голоса не оставляют сомнений - это мягкое порно, а товар только декорация.

Примитивизация. Реальный и воображаемый секс

Беспорядочная смена половых партнеров — вот цель настоящего киногероя-мужчины и современной киногероини-женщины. Хочешь быть супергероем,  значит, ты должен постоянно менять половых партнеров- промискуитет возводится таким образом в ранг приоритетного поведения.
Женщины тоже должны быть «продвинутыми». Показателен в этом отношении фильм «Секс в большом городе». Большую часть сериала его героини находятся в состоянии поиска партнера по сексу и занятия сексом с ним. У самой "раскованной" героини, Саманты, этих партнеров было 327 (включая одну женщину), у «консервативной» Кэрри — 119, у язвительной Миранды — 59, у «романтичной» Шарлотты — 36.
Итак, секса больше. Секс в воображении, а не на деле, в нынешних громадных дозах калечит психику. Поэтому просмотр порнографии может привести к суксуальным расстройствам, в том числе и к импотенции. При просмотре порнографии ленивый партнер становится еще более ленивым - в порнографии не нужна прелюдия, подстройка к партнеру, все замыкается на самом себе. В результате секс с партнером со временем становится "слишком хлопотным". И человек находит более простые формы самоудовлетворения.

Примитивизация. Посредственность — кумир современного общества

Сегодняшние времена — эпоха торжества посредственности. Обществу не нужны ни гении, ни герои, ему нужны профессиональные банкиры. Конечно, общественное мнение приветствует появление героев и гениев, но вкладывает в эти слова уже совсем другой смысл. В обиходе появились выражения «гениальный мошенник», «гениальный маньяк».
Многие искусствоведы утверждают, будто гений — это всегда немножко сумасшедший, или что все великие представители искусства были гомосексуалистами, что не соответствует действительности. В общественном мнении постепенно утверждается мысль, что от великих людей одни проблемы и несчастья.

Примитивизация. Что такое хорошо? И что такое плохо?

Сегодня все слова приобретают иной смысл. Порнографический фильм или книгу называют смелым экспериментом. Показательным случаем за последние несколько лет является бурное восхищение произведением "50 оттенков серого". Повесть об извращенцах называют откровенным повествованием. Вот каковы смелость и откровенность нынешней эпохи. Зато понятие «героизм» заменяют другим словом: «геройствовать». «Не надо глупого геройства», — говорит персонаж «Гарри Поттера». Вообще, словосочетание «глупое геройство» превратилось в устойчивый оборот современного языка. Сегодня начался процесс подмены понятий: проповедуется патриотизм, но Родина понимается лишь как место получения дохода и уплаты налогов; восхваляется любовь, но вместе с этим считается, что она может сочетаться с беспорядочными изменами — как говорят, «левак укрепляет брак». Еще Г.К.Лихтенберг [7.]заметил, что наиболее опасна не ложь в чистом виде, а смесь лжи с правдой — она лучше усваивается человеком и поэтому быстрее его развращает.
Происходит размывание всей структуры ценностей общества — этот процесс еще можно назвать диффузностью идентичности. Это достигается путём разрушения общей иерархии ценностей, вследствие чего ценности, имеющие важное социальное значение, приравниваются к малозначимым. Человек, удачно ограбивший банк, оценивается одинаково с человеком, написавшим удачную книгу. Фотомодель не менее значима, чем учёный, открывший препарат, лечащий злокачественную опухоль. Половой извращенец или террорист даже более защищен государством, чем нормальный человек. Например, Брейвику в местах заключения предоставлены удобства, о которых может только мечтать человек, честно проработавший на благо своего государства, из бюджетных средств оплачиваются не только они, но и персонал, облегчающий ему отсиживать время одиночного заключения в камере, т.е. получается что его заключение совсем не одиночное. В некотором смысле он помещён в VIP номер с прислугой и аниматорами, оплаченный из средств налогоплатильщиков. Правозащитники следят за соблюдением его гражданских прав, но игнорируют права им убитых ни в чем не повинных людей и их близких.
Более того, во всех без исключения современных фильмах человек, борющийся с извращенцами, — это сумасшедший с кучей комплексов. Человек в таком обществе перестает понимать, что хорошо и что плохо, кем стать — моделью, политиком, грабителем банков или террористом.

Примитивизация. Стирание границ между полами

Нынешней системе выгодно стирание всех различий между людьми, в том числе и половых. Что есть общество массового потребления? Это общество, состоящее из массовых потребителей. А чтобы потребители были массовыми, они должны быть стандартны и безлики, ведь массовое производство неизмеримо выгоднее индивидуального. Попытка обезличивания человека в первую очередь направлена на стирание границ между полами.
Но дело не в брюках или платьях, и не в том, что мужчины в некоторых странах теперь делают пластических операций столько же, сколько и женщины; дело в том, что стирание границ между полами постепенно начинает приобретать шизофреническую направленность.
Какое-то время назад шведские работники дошкольных учреждений радостно делились своими новаторскими успехами в вопросе воспитания детей с экранов телевидения. Оказывается, что это не продукт больного воображения и не глупая шутка. Действительно, есть у них дошкольные учреждения, где к детям обращаются"ребенок". Все одинаково одеты, не принято обращение "мальчик', "девочка", обращаться к детям стараются без указания пола, не делая различия в окончаниях. Утверждают, что таким образом стремятся искоренить гендерные стереотипы.
Самое поразительное, что находятся родители, туда детей ведущие. Т.е. идея стирания половых границ у некоторой части шведского социума получает поддержку!
Недавно Германские законодатели сообщили, что теперь при регистрации пола ребенка появилась третья возможность...утверждается, что эту возможность "иного" пола можно будет использовать, если пол невозможно определить. Хотелось бы уточнить, что случаи истинного биологического гермафродитизма являются крайней редкостью, одновременно с этим, хочется выразить надежду, что эта "иная" идентификация не будет применяться в случаях нарушения половой идентичности у самого ребенка или в случаях бредовых конструкций у его родителей.
А, например, Австралия «продвинулась» дальше всех по пути равенства полов: так, после длительной борьбы с «грубым нарушением основного права человека на свободу самовыражения» служители правоохранительных органов штата Виктория наконец уравнены в правах. Отныне любой полисмен может отрастить косы и хвостики, а женщинам в качестве моральной компенсации разрешили отращивать бороды, усы и бакенбарды [10.] У законотворцев не вызвала сомнений нефизиологичность предложения и следующая из этого ее абсолютная абсурдность.
Параноидальная идея о равенстве полов находит свое логичное продолжение в психологическом гермафродитизме, речь о котором шла в описании работы некоторых шведских дошкольных учреждений, и  пойдет далее, уже имея отношение к латвийской реальности.
В прошлом году латвийское общество бурно обсуждало попытки ввести в качестве учебной литературы книжечку о метаморфозах сексуальной индентичности Карлиса-Карлины и Руты-Рихарда.
 Однозначно, это произведение должно занять достойное место в курсе обучения психиатров и клинических психологов в качестве примера нарушения половой идентичности у взрослого человека, выраженного через творческое сублимирование в литературном произведении. Однако, книжечка была предложена в качестве учебного пособия для дошкольных учреждений.
В норме в возрастной группе, которой предложено пособие, у детей уже есть четкая половая идентификация - т.е. дети хорошо осознают свой пол. Если ее нет, то вопрос должен решаться родителями ребенка с привлечением специалистов в индивидуальном порядке. Казалось бы, ну пусть деткам книжечку почитают, какой от нее вред? В рядах психологов нашлись те, кто тут же поддержал "нововведение", проигнорировав факт, что подавляющему большинству детей такая информация не только не актуальна, т.к. они уже имеют четкую половую идентичность, а для части детей, имеющих неустойчивую психику - откровенно вредна.
Если мы наблюдаем, что среди профильно образованных людей находятся те, кто из-за поверхностных знаний или личной идентификации с описанной в книжечке проблемой не смогли дать грамотную оценку и отпор идеям психологического гермафродитизма, то как можно ожидать, что дошкольник сможет конструктивно переработать предложенный материал? На мой взгляд, в лучшем случае произойдет вытеснение, но есть вероятность и существенного регресса.

7. Инфантилизация

Для того, чтобы описать динамику происходящего ныне процесса, рассмотрим, что такое «ответственный человек» в традиционном понимании, т.е. как бы на это ответили лет 30-40 назад? Для детей и взрослых применяются разные критерии ответственности.
Раньше ответственным называли малыша, помогающего родителям во всем. Такой ребенок заботился о младших братиках и сестричках, с удовольствием занимался спортом, хорошо учился и пр. Но никому даже в голову не приходило назвать ответственными родителей, заботящихся о своем ребенке. Ведь это вполне естественно – кормить и одевать ребенка, ухаживать за ребенком, когда он болен, читать книжки, рассказывать сказки, развивать его речь, навыки, миропонимание, давать понять, что такое хорошо, а что такое плохо...
Ответственность – это стремление помогать любимым людям во всем, уважение к окружающим, желание облегчить жизнь людям. Помогая другим, ответственный человек испытывает чувство глубокого удовлетворения и радости.
В настоящее время складывается иная ситуация, смещаются критерии оценки. Сегодня некоторые родители считают: если ребенок не принимает наркотики, не пьет, не сидит сутками, играя в компьютерные игры, и не прогуливает школу, то он очень ответственен. Родители, самостоятельно, без бабушек, дедушек и нянек растящие детей, - чуть ли не страдальцы. Ухаживающая за ребенком-инвалидом мать – героиня, пример для подражания. Но если человек жертвует своими интересами ради других, помогает чужим людям бесплатно, его считают, по меньшей мере, чудаком, этаким «городским сумасшедшим».
Большинство людей не желают вмешиваться в то, что их не касается. Другими словами, сейчас ответственным считают человека, который способен хоть немного отвечать за свои собственные поступки. Это принципиальное отличие от тех неписанных норм, которые были актуальны еще 30-40 лет назад.
Ответственному человеку чаще всего противопоставляют человека инфантильного. Инфантил не может за себя отвечать, им движут сиюминутные влечения. Он склонен импульсивно совершать необдуманные, нелогичные и порой пугающие поступки. Конечно, это вовсе не означает, что любой инфантильный человек склонен к асоциальным поступкам. Это скорее крайняя форма, близкая к патологии. Но он, как правило, не способен или не желает отвечать за свои поступки.
Эгоцентричное поведение инфантильной личности отдаляет ее от окружающих. Пока человек молод и здоров, преграды, которые он выстраивает своим эгоцентризмом, могут быть не так заметны. Но в случае болезни, старости он рискует остаться в одиночестве, без поддержки близких людей.
В современном мире становится все больше безответственных людей, не желающих отвечать за своих детей, за престарелых родителей, за судьбу своей Родины, более того, неспособных отвечать за самих себя. «После меня хоть потоп» - порой кажется, что всё современное поколение живет именно по этому принципу.
Если внимательно присмотреться к творящемуся в медийном пространстве, становится очевидным, что инфантилизацию нам упорно навязывают. Описанный выше процесс примитивизации этому быстро способствует, прививаются потребительские ценности.
Инфантильные люди – идеальные потребители. Именно они, ведомые сиюминутными желаниями, ведутся на яркую упаковку, акции наподобие «купи две пасты и получи зубную щётку в подарок». Их легче всего «раскрутить» на деньги, «всунуть» даже не нужный им товар. Инфантильным людям быстро все надоедает, они стремятся покупать больше, обладать вещами лучше, чем у соседа.
Они - дети с недетскими аппетитами и финансовыми возможностями. Именно за их счет процветает общество потребления, они винтики в глобальном механизме современного общества, дойные коровы бизнеса. СМИ успешно убеждают инфантильных родителей, что они неправильно любят и воспитывают детей и не справятся без помощи специалистов. И самое страшное - нередко оказывается, что это действительно так. Ибо инфантил не может воспитать взрослого, в лучшем случае - себе подобного.

8. Принцип отчуждения: между людьми, между индивидом и миром и человека с самим собой.  Традиционно культура имеет четкую систему ценностных координат. В основе устойчивых, традиционных культур лежат такие понятия, как вера и любовь. В основе деструктивной культуры тоже есть опорные понятия. Вместо веры - одержимость, вместо любви - удовольствие. Что получается в результате таких подмен? Вера - в кого? Одержимость - чем? Любовь - к кому? Удовольствие - от чего? То есть личностные отношения подменены предметными. Не кто к кому, в кого, с кем, а кто - к чему, во что, с чем. Происходит подмена системы ценностей. К чему она приводит? Вера и Любовь - это отношения, обращенные от человека к человеку, то есть они поддерживают устойчивую структуру целостной связи людей. Одержимость и удовольствие имеют иную природу - человек завязан на отделенном качестве или свойстве. Так происходит разодушевление мира и человека в нем [8]..
Опасность псевдокультуры состоит в том, что она уже стала своего рода "идеологией", предлагает свое объяснение мира и свою систему антиценностей: любовь примитивна, тесно связана с насилием, удовлетворение достигается посредством насилия. Верность имеет смысл только в отношении сорта пива, реже - в отношении футбольной команды или фирмы-работодателя. Добро выглядит смешным или слабостью. Зло постоянно побеждает, поскольку на его стороне сила. Личность способна выстоять в этом мире, только действуя вне морали, применяя насилие и обман. Выиграть может только коварный и "крутой". Подросток - "тинейджер", который стремится к знаниям и образованию, - "слабак, придурок и ботаник". Такая версия жизни активно вторгается в сознание людей, тем самым расшатывая и деформируя их отношения друг с другом.
Человек не привязан больше к строгой ценностной системе координат, структура нарушена, границы личности неустойчивы, она все более приобретает диффузную идентичность, и это касается не только молодых, формирующихся личностей: социум подтачивает границы личностей сформированных. Индивид оказывается сосредоточен на своем собственном отдельном состоянии, настроении или желании. Он всегда будет неустойчивой конструкцией, поглощенной предметной средой – значит, нуждающейся во внешней опоре [8].
Так дисбалансированный, человек, обладающий таким сочетанием качеств, как уязвимость перед движением агрессивного мира и постоянной собственной внутренней импульсивностью, неустойчивостью и агрессией, обращенной вовне или проявляющейся в аутодеструктивных действиях. То есть человек тревожен, мнителен, подвержен страхам с одной стороны, а с другой  - у него исчерпаны способности сопереживания, то есть он тотально безразличен и полон страхов и агрессии. Это сочетание качеств может быть
отнесено к характеристике психологии раба.
Таким образом, антикультура или псевдокультура - это особое явление в цивилизации, она формирует психологию раба вне социального рабства. Человек становится рабом своего состояния, своего положения, своего желания, своей прихоти и т.д. То есть это человек, которым можно управлять средствами создавшей его псевдокультуры, и манипулировать с помощью множества социальных, психологических и информационных механизмов. Сочетание системы информационного давления и антикультуры формирует скрытым образом новый тип рабства - психическое рабство[8].
Катастрофы во многих цивилизациях произошли потому, что массы, потеряв связь с духовностью и истинными знаниями, сами отдавали свою культуру и страну другим культурам, гораздо ниже организованным сообществам, смысл действий которых им был более понятен и прост.
Любая жизнеспособная культура опирается на систему положительных ценностей. Любая устойчивая культурная модель базируется на позитивном образе человека и его устойчивых связях с миром. Основа такой модели - представление о достойном человеке, чья ценность постоянно демонстрируется и доказывается. В центре такой культуры оказывается герой-деятель. Она формирует множественную систему связей человека и
мира, охватывающую его со всех сторон, создающую у него ощущение всеобщей защищенности и такой же включенности в мир. Отсюда следует вывод о ценности и устойчивости человека, о его необходимости, востребованности, применимости. Это - важное звено в преодолении чувства одиночества, тревожности, неуверенности [8].

Литература:
 1.http://ligis.ru/librari/2572.htm
2.http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt Э.Фромм, Бегство от свободы, Москва «Прогресс» 1995
3.http://www.mk.ru/politics/world/article/2012/08/17/737972-aktivistki-femen-spilili-poklonnyiy-krest-v-tsentre-kieva.html
4.http://royallib.ru/book/osvald_shpengler/zakat_evropi_obraz_i_deystvitelnost.html
5.http://rusmissia.ru/Zakat/1-3-8.html
6.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990. С. 229. 
7.http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3766995 Г.К.Лихтенберг афоризмы
8. ПСИХОПАТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, Безносюк Е.В., Князева М.Л., http://www.ipr.by/ru/articles/2004/article_2.html

9. Гражданин поэт. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82

10. Женщины и мужчины поменялись правами. http://www.utro.ru/articles/2003/07/28/217727.shtml

Креативность, благо и счастье
Лада Столыгво – частнопрактикующий
врач-психиатр, Европейский сертификат психотерапевта (ЕСР)

Ни для кого не секрет, что, обращаясь за помощью, потенциальные пациенты считают, что перед специалистом по душевному здоровью стоят две задачи: избавить пациента от его психических страданий и помочь ему познать самого себя, иными словами, выбрать свой истинный жизненный путь. Более традиционно считать, что за помощью к психиатру  приходят, чтобы избавиться от мешающих симптомов, а за помощью психотерапевта обращаются люди в состоянии кризиса, связанного с определёнными потерями. Чаще всего это ситуации, связанные с потерей или угрозой потери объекта или отношений с ним, или потерей ощущения собственной силы, здоровья и самоуважения. Но существует и часть современных клиентов, обращающаяся за помощью к психотерапевтам, движимая не столь желанием избавится от определённых жалоб, сколь найти свой путь к ощущению счастья. Речь идёт о состоявшихся в жизни, экономически и социально реализованных людях, ищущих и желающих найти и устранить причину своей внутренней неудовлетворённости.
Любой человек ищет свой собственный путь счастья. Художник находит его в живописи, инженер в создании новых конструкций, архитектор – в строительстве зданий. Но часто люди идут по неподходящему для них пути счастья. Многие хотят быть художниками, юристами, врачами, а затем обнаруживают, что их призвание в другом.
Абстрактное «общественное мнение» ориентирует современных людей на достижение благ, именно с этими достижениями ассоциируется понимание успешности и счастья. Но, достигнув провозглашаемых масс-медиа и теле-видиоиндустрией ценностей и результатов, зачастую человек осознаёт опустошённость и переживает кризис бессмысленности.
Есть и другая категория клиентов значительно реже попадающая в кабинет моих коллег психиатров и психотерапевтов «добровольным путём». Обычно «заказчиками» консультации являются родные и близкие консультируемого клиента. Речь идёт о личностях, так называемого, «творческого склада». Их затруднения связаны со сложностью в формировании и удержании межличностных отношений. Двигаясь по пути творческой реализации, они теряют способность адаптации в социуме, иногда достаточно агрессивно отстаивают определённые маргинальные формы поведения, свою эксцентричность и категоричность по отношению к окружающим. Это связано, в том числе, и со сложившимся в том же самом абстрактном «общественном мнении» образом «творческой личности», которая чем «богемнее» себя представляет, тем более «гениальна». Но, в конечном итоге, является ли это благом для личности? Даёт ли это ощущение гармонии и счастья? Или, наоборот, замыкаясь сам на себя, человек «застревает» в бесконечном самоотражении, проецируя на окружающих свои страхи и нереальные фантазии. Это приводит его к краю личной пропасти, социальной дезадаптации и глубокому психическому расстройству, что в свою очередь, в конечном итоге, полностью блокирует и его способность к творческому самовыражению.
Только взаимоотношения с людьми способны служить надежным контейнером для любого безумия. Когда этими каналами (я имею в виду взаимоотношения с людьми) пренебрегают, когда творческая  способность не может больше принять определенную форму с помощью соответствующих психических модификаций – использованию зрелых защитных механизмов, тогда мы наблюдаем проявление архаичных слоёв психики, взрывающиеся прямо на глазах: тут и творчески-разрушительные примитивные порывы, и загнанное, отчаявшееся, разорванное сознание, и самость, вступающая в психотическую фазу.
Почему человек, руководствующийся в своей жизни главным образом творческим импульсом, должен быть исторгнут из общечеловеческой семьи? И наоборот: почему «обыкновенный» человек не может радикально пересмотреть навязанное ему романтическим XIX в. героическое понятие гения, которое, кстати, так и дышит честолюбием и завистью, и таким образом покончить с этой фантазией об экстраординарной, не подчиняющейся общечеловеческим законам личности?
Мы часто смешиваем творческое с художественным. По этому в статье я буду использовать слово креативность 1., отражающее творческий подход к жизни и любой деятельности. Как я уже отметила, достаточно часто творческая направленность ассоциируется с определённой асоциальностью, что однозначно не воспринимается как благо. Однако, способность к творческому самовыражению, к аутентичной деятельности,  однозначно связана с ощущением счастья, испытываемым человеком в момент творческой активности. Разграничение «блага» и «счастья» искусственно, на практике не все­гда можно уловить разницу между этими философскими понятиями. Постараемся разобраться в этих теоретических и терминологических различиях и том значении, которое эти важные, противоречивые и, тем не менее, связанные между собой процессы играют в жизни современного человека.
Благо и Счастье в религиозном понимании и психотерапевтическом процессе.
Говоря «благо», я имею в виду способность избе­гать натянутых отношений, стремление к здоровью, приятному состоянию, отсутствию стрессов. Кроме того, я хотела бы включить в это понятие воз­можность себя прокормить, защитить от дождя, жары, холода и других неблагоприятных климатических условий, безбоязненное существование, наличие достаточной сексуальной разрядки, нормальную и не изнурительную работу всех физиологических механизмов. Следова­тельно, «благо» означает удовлетворение всех влечений, на которое не затрачено чрезмерных усилий, а также обладание необходимым ми­нимумом жизненного пространства. Но подобное понятие не следует воспринимать лишь с физиологической точки зрения. «Благо» - это комфортное состояние человека и одним из его обязательных условий является социальная защищённость и социальные гарантии на будущее. Чувство принад­лежности к коллективу и авторитетное положение в нем, ощущение защищенности, уверенность в том, что ты не белая ворона, хорошие отношения с родными, близкими, соседями и знакомыми тоже явля­ются предпосылками для блага. Очевидно, что натянутые отношения с окружающими, недовольство, раздражение, тревога, ненависть, неразрешимые конфликты, мучительные поиски истины, оты­скать которую практически невозможно, фанатичное противостояние Миру и Богу, опыт столкновения со злом и смертью не входят в сферу поня­тия «благо».
Кроме того, многие считают, что о благе человека должно забо­титься государство, обеспечив социальные гарантии. Но, думаю, что все согласятся, что предложить человеку счастье государство не может. В его силах лишь предоставить каждому гражданину свободу в поисках своего счастья.
Разумеется, болезнь тоже не благо. Во всяком случае, физиологи­ческое и душевное состояние здорового человека несравненно лучше, чем самочувствие больного.
Таким образом, человек, обладаюший некоторым количеством материальных и общественных ценностей, иными словами, благ, глядя со стороны, считается счастливым. Но чувствует ли он себя таковым?
В противоположность понятию житейского счастья я хотела бы ввести термин «счастье-самовыражение», связанный в первую очередь с душевным здоровьем. Например, христианская религия пыталась принести человечеству счастье, проповедуя не удачу и размеренную жизнь в достатке, а поиски Бога, которые, скажем, в философии именуются поисками истины, смысла. Согласно христиан­ским представлениям, на этом свете нельзя достигнуть полного счастья, поскольку человека обременяют грехи, страх смерти, ощущение дистанции с Богом.
Подобно существованию множества философских школ и религиозных конфессий, существует и бесчисленное количество путей для обретения счастья. В конечном счёте, каждый человек должен выбрать свой путь, однако все они обладают некоторыми общими чер­тами. Так, я не знаю способа избежать конфронтации со страданием и смертью.
Великой мифологемой для христиан является жизнь Иисуса Христа, поступки, страдания и смерть которого символизируют путь счастья и неотвратимо ведут Христа в лоно Отца небесного. Что же касается страданий и ужаса, то даже распятый Иисус не смог тотчас же вознестись на небеса, а провел три дня в преисподней.
Буддисты называют счастьем нирвану. Однако прежде чем человек сможет ее достигнуть, ему придется столкнуться с болезнью, старостью и смертью.
Таким образом, едва ли можем точно определить, что такое счастье, или хотя бы вообразить его, поскольку оно — состояние, длящееся один миг, достигающее своей кульминации в религиозных и философских переживаниях. Но бывают мгновения на закате солнца или при омовении в церкви во время обряда крещения или у костра в кругу друзей, когда вдруг ощущаешь в себе божественный трепет и неожиданно для себя осознаешь, что понимаешь, зачем мы живем.
Однажды, лет десять назад тёплым весенним вечером, гуляя по городскому парку в Ницце, я случайно попала на выступление самодеятельного оркестра. Всем музыкантам было не меньше шестидесяти лет, некоторые из них плохо владели инструментами, поскольку их суставы уже лишились подвижности. Играли они старомодный джаз. Наблюдая за ними, я почувствовала, что музыканты высказывают что-то, имеющее непосредственное отношение к «счастью». Они играли не пальцами, а сердцем. Это завораживало. Они как бы говорили, что нашли свой смысл и своё счастье, свой путь самореализации или в терминах аналитической психологии – путь индивидуации.
Благо и счастье противоречат друг другу. Путь к счастью в житей­ском смысле слова не включает необходимость страдания. Благо торопит нас быть счастливыми и не задаваться вопросами, которые мы не в состоянии разрешить. Счастливый человек садится за семейный стол в кругу своих близких и наслаждается питательным обедом. А че­ловек, который ищет счастья-самовыражения, вступает в конфронтацию с бо­гом, дьяволом, миром и смертью, хотя мог бы уклониться от этого.
В ходе работы с душевными расстройствами и психотерапевтического процесса тоже достаточно чётко можно провести границу между благом и счастьем. Психиатрия однозначно направлена на то, чтобы избавить людей от симптомов, следовательно, целью психиатра  является достижение «блага» для пациента. Понятие «благо» в психотерапии также скорее будет означать помощь пациентам в адаптации к окружающему миру и стремление научить их добиваться удовлетворительных результатов в борьбе за существование. Но, в ходе психотерапевтического процесса речь идет не только об улучшении адаптации пациента, а огромное значение придаётся способствованию понимания клиентом своей уникальности и достижения им состояния гармонии с самим собой и окружающим миром (в рамках аналитической психологии это связано с понятием индивидуации, в рамках психологии селф - это понятия самореализации и самоактуализации), которые совсем не обязательно имеют отношение к психическому здоровью, чувству благополучия и счастью в обыденном смысле этого слова. И здесь уместно упомянуть о креативности. Подобно другим инстинктам, способность человека к творчеству требует своей реализации. И отсутствие возможности осознать и реализовать свою креативность, часто приводит к возникновению субъективного чувства «не счастливости».
Хотя мы не можем классифицировать творчество человека с высокой степенью точности, творческий импульс есть нечто, заслуживающее особого внимания. Я не знаю, является ли само слово «импульс» в данном случае правильным. Возможно, это заложенное в каждой личности стремление к самовыражению было бы более правильным назвать «творческим инстинктом», потому что обозначаемый им фактор является динамическим, подобно инстинкту. Так же как инстинкт, он компульсивен, но в отличие от инстинкта не обязательно ярко выражен в каждом человеке и не является жестко фиксированной и неизменно наследуемой структурой.
По этому я предпочитаю обозначать творческий импульс как психический фактор, сходный по своей природе с инстинктами, хотя и не позволяющий отождествить себя ни с одним из них. Его связь с сексуальностью — проблема, о которой уже много сказано. Но творческий импульс способен подавлять инстинкты, это проявляется в механизмах сублимации или, наоборот, заставлять служить себе до такой степени, что это приводит к саморазрушению индивида. Творчество — в равной мере и разрушение, и созидание. Психическое может укрощать компульсии (или, наоборот, усиливать), может откладывать их разрядку и, наконец, может менять цели, приносящие специфическое удовлетворение. По существу, человек - обладатель творческого импульса всегда находится под угрозой одержимости. Из-за этого нередко креативность ассоциируется с определённой степенью дезадаптивности и асоциальности. Но так ли это?
Разве в каждом из нас нет гения; и разве у каждого гения нет человеческой души с её способностью распознать и отклонить неприемлемые с общечеловеческой точки зрения импульсы и выбрать созидательный путь решения психического конфликта?
Креативность пробуждает в нас глубокий интерес к нашей личности, и она же вызывает у нас ощущение беспомощности, связанное с растущим сознанием ее величественной силы. Даже при отсутствии у нас какого-либо художественного таланта или сильного, волевого Эго, или просто элементарного везения в жизни, для каждого из нас всегда остается открытой, по крайней мере, одна из разновидностей творческого начала — психологическая креативность, творчество в сфере психического.
Психотерапевт и врач-психиатр пытаются помочь клиенту почувствовать себя в этом мире благополучно и стать счастливым, а также поощряют клиента в его поисках собственного счастья-самовыражения, иными словами, в осуществлении индивидуации - самоактуализации, которая сопоставима со счастьем как таковым, но не всегда с благом.

Индивидуация, самость и самоактуализация в работах теоретиков различных психотерапевтических направлений.

С  тех пор как существует человек, он пытается определить, кто он и что им руководит.
К.Г. Юнг оптимальным путём изменения и развития психики считал индивидуацию. «Индивидуация включает в себя преобразование в отдельную сущность индивидуальности посредством её осмысления, как наиболее глубокое, последнее и неотвратимое становление нашей уникальности.'"
Индивидуация сама по себе является естественным процессом для каждого человека и, своего особого значения достигает в зрелом возрасте.
Существует два вида целей. Первичные – это естественные цели: реализация репродуктивного инстинкта, стабилизация материальных, социальных и личных целей. В данном случае взор человека устремлён во вне и достичь естественных целей помогает сама природа, воспитание, а также принятые в обществе нормы и правила. Вторичную цель К.Г. Юнг формулирует как культурную цель, которая актуализируется после выполнения функций первичной цели. На этом этапе предыдущие цели девальвируются и, возможно, совсем теряют своё значение, возникает необходимость понимания «противоположности ценности ранних идеалов», для решения проблем больше не годятся старые рецепты (примеры). Начинается актуализация предметов и представлений в их позитивном и негативном свете с одновременным отвержением предыдущих жизненных ценностей и дальнейшим их вытеснением из оперативного уровня – это увенчивается неуравновешенностью психических процессов. Человек начинает идентифицировать своё «Я» с ранее неприемлемым, не принимаемым или бессознательно компенсируемым материалом, или с манифестацией коллективного бессознательного. Удачно разрешить эту проблему может только тот, кто способен отделить себя от бессознательного, сделав его (бессознательное) видимым и поместив перед собой как нечто наблюдаемое, не вытесняя его, потому что в противном случае бессознательное постепенно начинает брать верх над ним (человеком)." Это значит, что одновременно с формулированием новых целей и смысла необходимо сохранить и старые ценности, и, по существу, это является единственным путём личности к неделимой целостности психики – индивидуации.
Итак, индивидуацию можно рассматривать как движение к целостности с помощью интеграции сознательных и бессознательных частей личности.
Это предполагает становление самим собой, тем, чем личности суждено стать, достижение своего потенциала. Это предполагает распознавание и принятие тех сторон самого себя, которые вначале отталкивают или кажутся отрицательными. Эта интеграция приводит не только к большей степени самореализации, но также к осознанию человеком, что у него есть самость.
Индивидуацию также можно рассматривать как нечто, означающее "стать самим собой", то есть тем, кем человек является "на самом деле". Это предполагает ощущение самоосознания, а также точный образ себя, по возможности лишенный самообмана.
Происходит отказ от эго-идеала c характерным ему идеализированием образа себя, и ему на смену приходит принятие себя. И, что более важно, требования супер-эго в их негативной форме слепого следования коллективным нормам заменяются аутентичными комментариями наблюдающего-эго.
Дезадаптация личности вызывается односторонностью, когда доминирует одна тенденция развития. Тогда противоположная тенденция вытесняется в бессознательное и действует бесконтрольно, помимо воли человека, примитивным архаичным способом, компульсивно толкая его на путь саморазрушения.
Психологическое напряжение между противоположностями в человеке не сбрасывается и не подменяется индивидуацией; оно может даже усилиться по мере того, как эго снимает свою поддержку с обычного образа действий и суждений. Так может возникнуть конфликт между, скажем, рациональными и иррациональными импульсами; до этого одна из сторон может быть подавлена. Работа над "противоположностями" — это центральная часть анализа, и окончательное снятие противоречий, скорее всего, невозможно. Рассмотрение комплексов показало, что психику следует понимать как множественное единство; и все же, теоретики аналитической психологии говорят о возможной интеграции и целостности.
Индивидуация - процесс формирования человека как самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое отличие от других людей.
Дж.Кэмпбелл, переводчик произведений Юнга на английский язык и составитель  антологии Юнга для американских студентов в США дает весьма интересное, противоречащее идее «блага», царящей в современном мире, определение самореализации в книге «Герой с тысячью лицами» (1949): «Тот, кто очистившись посредством разума, решительно контролируя свой ум, отказавшись от предметов чувственного удовлетворения, освободившись от привязанности и ненависти, живет в уединенном месте, мало ест, обуздал свое тело, ум и речь, кто всегда находится в состоянии духовного экстаза, беспристрастен, свободен от ложного эго, ложной силы, ложной гордости, вожделения, гнева и ложного чувства собственности, кто не принимает ничего материального и всегда умиротворен — тот безусловно поднялся до уровня самореализации».
Кэмпбелл особо подчеркивает, что мир изменился, и что перед человеком середины-конца XX века стоят совсем иные проблемы, чем это было раньше. Он считает, что «трудности современного человека, прямо противоположны проблеме людей, живших в сравнительно стабильные эпохи… В те времена весь смысл заключался в группе, в огромной безымянной форме, и никакого смысла – в самовыражении личности; теперь же значение не придаётся ни группе, и вообще ничему в мире: всё заключено в индивидуальности (в индивиде). »
Представитель психоналитической школы  Отто Ранк считал что, творческий че­ловек, наподобие художника, преуспевает в полном принятии и утверждении собственной личности. Он находится в гармонии со своими силами и идеалами. По словам Ранка, "имеет место не компромисс, не простая суммация, а зарождается новое творческое целое, сильная личность с автономной волей, кото­рая представляет высшее творение посредством интеграции воли и духа". Идеалы формируются не путем простого заимствования, но сознательным предпочтением благоприятных факторов. Реализуя свою волю, творческий тип выходит "за пределы ограничений природы", так как сексуальный инс­тинкт поставлен на службу воле. В известном смысле он ищет собственную "истину", которую затем воплощает в своих произведениях. Таким образом, фантазии обязательно раскрываются окру­жающим. Чувство вины перед другими и самим собой служит стимулом в дальнейшей творческой работе. Именно поэтому творческий человек одно­временно утверждает собственные идеалы и спосо­бен жить в мире, не вступая с ним в конфликты.
Помимо создания широко признанной техники психотерапии, О. Ранк оказал влияние на теоретические воззрения К.Хорни, Э.Фромма и Г.С.Салливана. Его взгляды на развитие личности и творчества представлены в сложной, неясной форме, но они послужили началом последующих теоретических построений.
К.Хорни считала, что каждый человек обладает способностями, которые дремлют в глубине его сознания. Как правило, эти способности связаны сдерживающим влиянием невроза. Но в каждом человеке заложено естественное стремление к самореализации, желание развиваться как личность, стремление стать человеком сильным и цельным. Освободить, пробудить дремлющие способности можно с помощью самоанализа.
Г.С.Салливан рассматривал «систему самости», состоящую из трех элементов:
1) оценки, полученные от других;
2) усвоение социальных ролей, которые играет человек;
3) по отношению к человеку «which live one».
Система самости — это результат переживания воспитательного процесса, основанный на нашей способности играть роли других. Она направлена на реализацию концепции, «Я — хороший» и получение в связи с этим удовлетворения и минимизацию связанной с этим процессом тревоги. Система самости, по существу, является функциональной системой и может трансформироваться под воздействием опыта.
В русле этой концепции Скиннер не против определения самости как суммы паттернов поведения. Однако, руководствуясь «принципом Бора» — «существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым», Скиннер считает «более научным» говорить о «паттернах поведения». Самость, личность, свобода, творчество — это только объяснительные «фикции», используемые в тех случаях, когда нет рационального, позитивного объяснения поведения, или неизвестна структура подкрепления этого поведения. Скиннер считает использование этих «фикций» опасным, так как они создают ложное чувство удовлетворенности и делают как бы ненужным исследование реальных, подлинных причин поведения. В результате отдельные элементы структуры поведения остаются вне эффективного контроля.
Основанием терапии, центрированной на клиенте К.Роджерс считал, что люди используют свой опыт, свою жизнь для определения себя, очерчивания себя. Каждый человек обладает своим индивидуальным и неповторимым «полем опыта», которое включает в себя события, восприятия, ощущения, воздействия, которые могут и не вполне осознаваться человеком. В «поле опыта» находится самость, которая не является устойчивой сущностью. «Мы имеем дело не с медленно растущей сущностью или постепенным, шаг за шагом, научением… результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение изначального аспекта может полностью изменить фигуру». Самость — это организованный и связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации, путем непрерывного процесса осознания». «Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не предназначение». Есть еще и «идеальная самость» — это то, кем человек хотел бы быть. Эта идеальная самость — тоже гештальт. Однако Роджерс, под большим влиянием философии даосизма и особенно Лао Цзы, считал, что если идеальная самость сильно отличается от реальной — то это препятствие к росту. Надо стремиться к естественности, принимать самих себя такими, какие мы есть. Желательно стремиться к конгруэнтности, то есть к минимизации разницы между опытом и сообщением об опыте. Под тенденцией к самоактуализации Роджерс понимает 1) движение к конгруэнтности, 2) движение к реалистическому  функционированию. Это составляющая часть процесса во всем живом.
Тенденция к самоактуализации, по Роджерсу, есть проявление глубинной  тенденции к актуализации. «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека… Именно такая формулировка кажется лишь философской основой личностно-центрированного подхода. Она оправдывает  мое участие в жизнеутверждающем способе бытия». Путь роста личности, по Роджерсу, это путь самопреобразования, объективным показателем которого является преобразование «Я-концепции».
В предисловии к «Психологии бытия» Маслоу пишет: «Похоже, что слово «самость» сбивает людей с толку и все мои определения и эмпирические описания зачастую оказываются бессильными перед лингвистической привычкой увязывать «самость» сугубо с «самостоятельность» и автономией, а то и с «эгоизмом»».
Маслоу не дает строгого определения «самости». В п.14 упомянутой работы «Психология развития и самоактуализации: основные допущения» он приблизительно очерчивает свое понимание «самости».
«Каждый из нас обладает искомой внутренней природой, которая является инстинктообразной, изначальной, данной, «естественной», то есть последовательно детерминированной».  «Предпосылки «индивидуальной самости» складываются «весьма рано». Это скорее «сырой материал», чем готовый продукт». «В эту сущностную природу я включаю инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие или уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы, получаемые новорожденным. Эта сердцевина проявляется в форме естественных склонностей, пристрастий или внутренних убеждения… Этот сырой материал очень быстро начинает превращаться в «Я», когда он сталкивается с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать». Не «используемые» элементы самости действуют бессознательно. Подавление является действенной детерминантой мышления и поведения. В этом описании «самость» Маслоу очень напоминает «самость» Юнга.
В заключении хотелось бы привести выдержки из работ Маслоу, который на мой взгляд наиболее точно описывает специфику рассматриваемой в статье темы  актуальных аспектов проблем современного человека и психотерапевтического процесса с социально и экономически реализовавшимися людьми, и перекликается с высказываниями Дж. Кемпбела и Юнга, приведёнными в этой статье выше:
«Мне кажется, мы переживаем сейчас совершенно особый исторический момент, непохожий ни на что, что было до сих пор. Сама жизнь ускорилась как никогда. Вспомните, к примеру, об огромном ускорении, которого добилась за последние годы наука, техника и технологический про­гресс. Мне очевидно, что это требует изменения отношения к человеку и к миру, его окружающему. Говоря прямо, назрела необходимость в ином типе человека…Мы должны стремиться стать другими — людьми, которым ни к чему делать мир статичным и стабильным, замораживать его, людьми, которые не видят необходимости делать то, что делали их отцы и деды, людьми, которые с уве­ренностью смотрят в неведомый завтрашний день, людьми, настолько уве­ренными в своих силах, чтобы с воодушевлением смотреть в лицо грядущим переменам и жить, импровизируя и приспосабливаясь к ним.»
«Вы могли заметить, что в рассуждениях о креативности я делаю упор на импровизацию и вдохновение и остерегаюсь рассматривать креативность с точки зрения практической выгоды, с точки зрения продуктивности в виде творимых художественных произведений. По правде говоря, мне претит это. Почему? Как уже известно из психологических исследований процесса творчества и творческих людей, креативность делится на первичную и вторич­ную.
Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества, обяза­тельно должна быть отделена от вторичной — от процесса детализации твор­ческого продукта и придания ему конкретной предметной формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной степени зависит от самодисциплины художника, который порою тратит всю жизнь на то, чтобы освоить конк­ретные орудия творчества, проникнуть в сущность материала, развить инст­рументальные умения и навыки, прежде чем, наконец, становится готов в полной мере выразить то, что он видит или чувствует. Я уверен, что многие из вас знают, что значит проснуться среди ночи, взбудораженным некой иде­ей, вдохновением, мыслью, например, о романе, пьесе или стихотворении, рвущемся из самого сердца — и знают, насколько редко этот творческий экстаз заканчивается чем-нибудь путным. Такое озарение не стоит и ломано­го гроша.
Между вдохновенным замыслом и романом, таким, к примеру, как «Война и мир» Толстого, лежит титанический труд, огромная самодисципли­на, изнуряющие дни, месяцы и годы приобретения опыта, множество на­бросков и черновиков, отчаяние перед чистым листом бумаги, многократ­ное переписывание набело неудачных фрагментов и т. д. Вторичная креатив­ность, на которой зиждется реальный художественный продукт — великие картины, великие романы, мосты, изобретения и т. п. — направила бы нас к изучению совершенно иных человеческих добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость, поскольку именно они лежат в осно­вании этого этапа творчества. Мне кажется разумным остаться ближе к поднятой нами проблематике и сосредоточить внимание на начальной стадии творчества — на мгновениях озарения и вдохновения, не беспокоясь о том, что по большей части они ни к чему не приводят».
Таким образом, оказывая психотерапевтическую помощь желательно стимулировать проявления первичной креативности, которая не нацелена на получение прямых благ от творческого процесса. Разумеется, подобные креативные проявления личности возможны только при наличии уже имеющегося достаточного уровня благ, т.е. личность не находится на грани физического или социального уничтожения.
Помощь «творчески ориентированным» личностям может сводиться к попыткам стимулировать креативность вне сферы их профессиональной деятельности, таким образом, может быть достигнута интеграция вытесненных или игнорированных точек внутренних конфликтов человека и достигнуто чувство субъективного счастья, непосредственно связанного не с выполнением рутинного ремесла с целью получить благо от реализованного продукта своей деятельности, а от непосредственно творческого процесса.
Например, художник может начать музицировать или начать играть в теннис. Инженер или врач – рисовать или писать стихи, а журналист – выращивать в теплице помидоры. Самостоятельно сделанный ремонт в доме, приготовление угощения, вышивка крестом и сборка купленного по частям мотоцикла, занятие аргентинским танго или восточными единоборствами – это тоже примеры первично креативной деятельности. И важно, чтобы этим новым для себя достижением человеку было бы с кем поделиться, обогатилась бы сфера его межличностных контактов, ведь, как я уже отмечала в начале статьи, только взаимоотношения с людьми способны служить надежным контейнером для любой деструкции психики.
Противоречивые и, при первом взгляде малосвязанные между собой понятия  «индивидуация  - самоактуализация», «благо», «счастье» и «креативность», на самом деле очень тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Они играют значительную роль, как в жизни современного человека, так и в психотерапевтическом процессе. Перед счастьем все равны, оно обещано каждой душе. Однако счастье может выражаться лишь символически, в различ­ных образах, и достижимо разными способами.
Мне хотелось бы закончить статью цитатой из Маслоу:
«Интеграция человека, постигающего Бытие. Творчество, как процесс созидания нового, требует от человека всего, на что он способен (как прави­ло), — в такие минуты человек предельно интегрирован, собран и целостен, он полностью посвящает себя служению, заворожившему его делу. Креатив­ность, таким образом, выступает как системное свойство, как объединяю­щее — создающее гештальт — качество целостной личности, она не прихо­дит к человеку, как слава со слоем позолоты на памятнике, и не охватывает его, как лихорадка от неких микроскопических бактерий высших способнос­тей. Креативность противостоит диссоциированности. Человек, сконцентри­рованный на акте творчества, теряет обычную дробность и приобретает цель­ность.»
1.     Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды
Список литературы:
1.      M. Vāciete, „Individuācija un tās faktoru iracionālisms K.G.Junga darbos” Zūrnāls „Psiholoģija Mums” 2003, Nr.1 un 2.
2.      Кэмпбелл Дж. «Герой с тысячью лиц», София., 1997, с.262, 289
3.      Г.Блюм, «Психоаналитические теории личности», Москва 1996, с. 220
4.      Л. Хьелл, Д.Зиглер,  «Теории личности» С-Петербург, 1997, с. 254-261, 335- 356, 534-556.
5.      К. Роджерс, «Клиент-центрированная психотерапия», «Психотерапия», Москва, 2007, с.492-538
6.      Абрахам Гарольд Маслоу, «Дальние пределы человеческой психики», Евразия, Санкт-Питербург, 1999, 71,81

7.      Абрахам Гарольд Маслоу, «Психологии бытия» «Релф-бук», «Ваклер» 1997, с 16, с.231-232